I'm looking for a part-time remote job.

Hire me


I'm the author of:

Mastering Redmine is a comprehensive guide with tips, tricks and best practices, and an easy-to-learn structure.

Check the book's project or

Buy the book

Social pages of the book:

By buying this book you also donate to Redmine (see this page).


Follow me:

Россия и еще одна уязвимость современного мира

Фотография Włodi (надпись изменена)

Секрет успехов Путина в Крыму и на востоке Украины заключается в том, что и Украина и Запад оказались абсолютно неготовы к его действиям. Никто себе и представить не мог, что в современном мире можно без разрешения отправить войска на территорию другого государства и выдать их за местное ополчение. Тем более, никто себе не мог представить, что агрессор может предпринять подобные действия по отношению к стране, защиту суверенитета которой он гарантировал. Другими словами, секрет успехов Путина в том, что он наплевал на международные правила и нормы поведения, и, как результат, никто не знал, как на это реагировать. Но, к сожалению, это — далеко не единственное слабое место современного мира, которое используется Россией, и реагировать на использование которого Запад оказался абсолютно не готов…

Когда в Крыму появились «зеленые человечки«, Путин, Шойгу и другие официальные лица Российской Федерации уверяли, что это якобы местные ополченцы. Многие обычные россияне верили своим властям несмотря на многочисленные доказательства, что «вежливыми людьми» были российские солдаты. Внезапное признание Путина стало неожиданностью для мирового сообщества — многие полагали, что после подобного откровенного вранья российский народ потеряет к нему доверие. Но, ничего не изменилось. Наверное, именно в этот момент мир осознал, насколько сильна российская пропаганда…

Сейчас многие пытаются понять, как же она работает и почему она работает так хорошо именно в РФ. Особенный интерес это вызывает, поскольку для «неподготовленного» человека ее методы кажутся слишком примитивными. Тем не менее, факты свидетельствуют, что она все таки работает и работает превосходно.

Есть различные теории о том, в чем секрет российской пропаганды (включая внедрение в подаваемую информацию особой эмоциональной составляющей), многие исследования, наверняка, еще будут сделаны. Пока мы знаем только, что ее основная целевая аудитория — люди, воспринимающие информацию без критического анализа. По моему личному убеждению, таких большинство в любой стране мира. Кроме того, насколько я могу судить, люди не слишком склонны анализировать, можно ли верить выводам, сделанным кем-либо из своего окружения и, таким образом, даже люди, способные к критическому анализу, часто неизбежно в той или иной степени «впитывают» мнение окружающих. Наверное именно поэтому пропаганда работает так хорошо в России — в стране, где альтернативная точка зрения вообще никак не освещается.

В любом случае, взращивание под боком народа, который вас ненавидит (при чем беспочвенно), несет для вас серьезную угрозу. Это отлично видно по событиям на Донбассе, где конфликт был спровоцирован Россией, при участии российских граждан и после обработки местного населения российской пропагандой. Это также можно было заметить и по событиям в Грузии в 2008 г. Учитывая, что российские СМИ провоцируют ненависть не так к Украине, как к США и Западу, то эта пропаганда приобретает угрозу и для всего мира. Как вы уже наверняка знаете, в последнее время Россия явно нацелилась на распространение своих идей в других странах…

Мне бы очень не хотелось верить, что один российский канал Russia Today способен зазомбировать значительную часть населения другой страны, в которой в достаточной мере освещается и альтернативная точка зрения, но мне, честно говоря, сложно понять, как эта пропаганда сработала даже в РФ и на востоке Украины. По этому я не могу исключить, что она сработает и в других странах, по крайней мере, в достаточной степени для создания каких-либо общественных движений. Другими словами, пока мы не знаем наверняка, как именно и почему работает российская пропаганда и вообще зачем она России за рубежом, ее распространение по миру следовало бы запретить. Но, именно здесь мы и сталкиваемся с проблемой — ведь считается, что это не пропаганда, а журналистика.

Думаю, можно смело предположить, что Украина стала своего рода местом испытания новой российской пропаганды, которая в той или иной степени распространяется на ее территории вот уже около 10 лет (а может и дольше). Результат этой пропаганды, должно быть, достаточно удовлетворительный (с точки зрения России), ведь ей удалось из ничего создать серьезнейший конфликт прямо в центре Европы! Наверняка, Россия сделала выводы и решила с ее помощью увеличить свою поддержку в мире.

 

Демократические страны (а это — например, страны Европы и США) весьма щепетильно относятся к теме журналистики. В частности, считается, что государство вообще никак не должно вмешиваться в деятельность СМИ, которые, по их мнению, должны регулироваться исключительно самими СМИ. И за рубежом такая схема на самом деле работает — солгавший журналист (даже если он сделал это неосознанно) теряет должность и какие-либо перспективы, недобропорядочные СМИ теряют свою аудиторию, проигрывают дела в судах, и т.д. В России же ты не обязательно теряешь работу, если солжешь — можешь даже получить повышение (как, например, Дмитрий Киселев). Иными словами, в России саморегулирование СМИ не работает!

Представьте себе, что вам нужно отправить агента на вражескую территорию. Корочка журналиста послужит прекрасным прикрытием. Ведь, журналист — это не просто человек имеющий особенные права (включая права доступа), но и человек пользующийся определенной защитой мирового сообщества! Все мы помним случаи, когда вопрос освобождения отдельных журналистов поднимался на наиболее высоком международном уровне.

Стоить заметить, что на Западе такая схема вряд ли сработала бы — солгавший журналист или журналист, который оправданно подозревается в шпионаже, становится огромной проблемой. Я уже не говорю, что подобный случай способен уничтожить репутацию издания, в котором он работает. Российские же журналисты и СМИ не беспокоятся о своей репутации (которая и так плохая) — их карьера и перспективы никак от нее не зависят! Например, канал Russia Today финансируется государством и будет финансироваться несмотря на ложь (а может даже благодаря ей). Частные российские СМИ также зависят больше от позиции правительства, чем от правдивости своих новостей. Единственное, что можно сделать против российских СМИ — это запретить их с помощью суда и только в других странах (что уже делали в Украине, Молдавии, Литве, Британии и т.д). Но, это можно сделать только за откровенную ложь, но не за различного рода манипуляции, которыми кишит российская пропаганда. И даже это сопровождается обвинениями Российской Федерации в «преследовании свободы слова». Очевидно, Россия использует журналистику и ее защиту в мире для продвижения собственной пропаганды, которая, по факту, имеет мало общего с настоящей журналистикой.

Тем не менее, мир почему-то до сих пор не разделяет российскую «пропагандистику» и настоящую журналистику. Более того, международные журналистские организации противятся даже созданию специальных государственных структур призванных бороться против пропаганды (например, Министерства информационной политики Украины) обвиняя их в попытке установить цензуру. При этом сами такие журналистские организации не делают абсолютно ничего, чтобы как-то противостоять пропаганде! Нет, я не считаю, что они в сговоре с РФ — полагаю, это происходит потому, что они как раз были созданы для защиты журналистов, а не для борьбы с нарушениями. Тем не менее, по факту, на данный момент в мире не существует приемлемых методов борьбы с пропагандой вообще. Другими словами, мир оказался абсолютно не готов к такого рода атаке и только начинает это осознавать. Опять, никто себе и представить не мог, что кто-то попытается создать альтернативную глобальную реальность в мире современных технологий. Полагаю, многие считали это невозможным…

 

Если международные организации журналистов хотят сохранить саморегулирование, им самое время задуматься о том, как противодействовать агрессивной пропаганде отдельных стран. Для примера, можно было бы проводить международную аккредитацию СМИ, стран и отдельных работников (возможно, предусмотреть только механизм лишения аккредитации). Ведь не должен же тот, кто нагло и грубо солгал, не понес за это наказание и не дал опровержение, и дальше считаться журналистом? Это не просто дискредитирует профессию, но и создает впечатление безнаказанности и стимулирует других журналистов (из «особенных» стран) делать то же самое.

Также в отдельных случаях (как и в случае с РФ) существует необходимость проведения контрпропаганды. Ведь если солгавших журналистов можно как-то преследовать по закону, то с манипуляциями, очевидно, надо бороться по другому. Несомненно, если запретить (или лишить аккредитации) определенные СМИ в отдельных странах, то контрпропаганда в них не нужна, но как бороться с пропагандой в самой России? Не бороться вообще?.. Вас разве не пугает взращивание беспочвенной ненависти к вам в стране по соседству? Нас, украинцев, это еще как пугает, так как мы имеем возможность наблюдать ее результаты у нас на Востоке. Думаете, вашу страну это не затронет? Мы тоже так думали.

Перед тем как попытаться понять, кому следовало бы заниматься контрпропагандой, давайте выясним, что она из себя должна представлять… Представитель ОБСЕ по свободе слова Дуня Миятович заявила, что с пропагандой можно бороться только правдой. Но как можно правдой победить веру, например, в существование рептилоидов (просто утрированный пример утверждений, подобные которым используются и в российской пропаганде)? Просто сказать, что рептилоиды — выдумка?.. Боюсь тем, кто в них верит, этого будет недостаточно. Очевидно надо брать каждое отдельное «доказательство», каждое утверждение, анализировать его и опровергать.

Естественно, это — всего лишь один из многих возможных методов борьбы. Сначала ведь нужно исследовать российскую пропаганду и выяснить, как и почему она работает, потом разработать соответствующие методы и внедрять их. Тем не менее, подобную контрпропаганду уже пытаются вести некоторые волонтеры — например, StopFake.org — но их усилий явно недостаточно!

Из того, как я себе представляю контрпропаганду, я прихожу к выводу, что эта работа — не совсем журналистская. В большей степени эта работа — исследовательская и психологическая. Для контрпропаганды иногда может понадобиться провести следствие, что подразумевает тесный контакт с МВД и ГПУ. В особых случаях для поиска опровергающих улик может понадобится даже СБУ и разведка. Учитывая все это, я прихожу к выводу, что для эффективной контрпропаганды все таки нужна специальная государственная структура на подобие Министерства информационной политики, которое создается в Украине.

Ни одна организация журналистов — ни национальная, ни международная — не захочет и просто не сможет заниматься чем-то подобным! Тем не менее, не будучи способными решить проблему российской пропаганды журналисты почему-то решили мешать это делать (журналистское сообщество — и украинское и международное — выразилось категорически против «Министерства правды»)… Это связано с еще одной проблемой — зацикленностью международного сообщества на защите прав журналистов (при том что, повторюсь, они не разделяют журналистов и пропагандистов). Из-за этого Украина оказалась в весьма неприятном положении — защищать себя она не имеет права, потому как попытки защиты воспринимаются как цензура, а сами журналисты как-то защищать Украину и не собираются.

Нет, я прекрасно понимаю, почему журналисты стремятся защищать себя, но должен же быть какой-то предел! Я убежден, что журналистское сообщество обязано подходить к этому вопросу выборочно — убедиться, что защищаемый журналист или СМИ не является пропагандистом, что без того, против чего оно выступает, и в самом деле можно обойтись. Иначе, получается, что право журналиста доносить свое мнение ставится, по сути, выше, чем право некоторых людей… на жизнь! Такого не должно быть! Иначе, господа журналисты, потрудитесь сами бороться с пропагандой!

Отдельно следует отметить, что такие пропагандисты как Анатолий Шарий имеют возможность вести свою деятельность благодаря ошибкам, которые допускают украинские журналисты. По этому, борьба с российской пропагандой обязательно должна включать в себя повышение уровня отечественной журналистики. Иначе неточности, недоговорки, отсутствие извинений и опровержений собственных ляпов и тому подобное будет играть на руку агрессору.